Погиб под Смоленском
Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью. Мою семью она тоже задела своим чёрным крылом. Мой дед, Андрей Павлович Федюнин, родился в 1905 году в многодетной семье. Когда началась война, у него было трое детей и вот-вот должен был родиться четвёртый. В первые дни войны дед получил повестку из военкомата. Он был призван Кистендейским РВК, но поезд для отправки на фронт формировался в Балашове.
Чтобы проводить, нужно было идти в Балашов пешком, а это около ста километров. Моя бабушка не могла пройти такой путь на последнем месяце беременности. Тогда проводить солдата пошла её сестра. Перед самой отправкой на фронт и была сделана эта единственная фотография, которую всю жизнь бережно хранили моя бабушка, моя мама, а теперь это фото хранится у меня.
С нетерпением жена и дети ждали письма, весточки от отца, но так и не дождались. Уже в конце августа 1941 года пришло извещение, в котором было написано, что дед пропал без вести в Смоленской области. Моя бабушка в тридцать с небольшим стала вдовой и одна поднимала четверых детей. Замуж она больше не выходила. Не буду описывать, как это было тяжело, таких семей было много. А еще было просто невыносимо думать о том, что даже похоронки нет, а только это страшное извещение. Жена и дети с этим прожили всю жизнь.
В последние годы стало возможным то, что раньше было недоступно. Благодаря сайту «Мемориал» пять лет назад нам удалось найти в списках
моего деда и небольшую, но очень ценную информацию. Мы узнали, что Федюнин Андрей Павлович, уроженец Саратовской области, жена
Федюнина Вера Кузьминична, указан точный адрес и откуда был призван - ошибки быть не может - это он! А далее на две графы «по какой причине выбыл» и «где захоронен» очень разборчиво: сообщение из госпиталя: умер от ран 12.08.1941 года и подпись. А где захоронен - не написано. Ещё из одного документа мы узнали, что он был пулеметчиком, номер его части, но места захоронения опять не было.
Но у нас появилась надежда, мы узнали номер его части и знали, что он был в госпитале. Очень много было сделано запросов в разные места. Искали в архивах, обращались к поисковикам, пытались установить боевой путь. В апреле прошлого года пришёл ответ на запрос, в котором была информация о захоронениях солдат, умерших в эвакуационном госпитале, в котором находился наш дед. Это деревня Васино Смоленской области Дорогобужского района. «Едем» - решили сразу. Ехали на машине. Дорога была очень волнительной. Повсюду памятники около шоссе по обе стороны, зенитки, танки, мемориалы, обелиски. Это было очень тяжело. В голове были мысли о том, что именно здесь, на смоленской земле, проходили последние дни жизни моего деда. Может быть, на этом месте он бежал или полз, а может быть, лежал, истекая кровью.
И вот 8 мая 2019 года мы были у обелиска с землёй от родимого дома. То, что я испытала, не могу передать словами, но одно знаю точно, мы почтили память нашего героя.
До этого дня, когда мы узнали, что дед погиб, дожил только один его сын. Он был очень рад, что мы съездили в Смоленскую область.
Второй мой дед, Иванов Дмитрий Данилович, тоже был на фронте. Вернулся и работал в родном селе Ундольщино Ртищевского района Саратовской области в колхозе животноводом, пастухом, все колхозные работы прошёл, кроме тракториста. Трактористом с четырнадцати, столько ему было на момент начала войны, и до шестидесяти лет в этом же колхозе работал мой папа - Иванов Алексей Дмитриевич, в последний военный год его могли забрать на фронт, но у него была бронь. Труженицей тыла была и моя мама - Иванова (Федюнина) Валентина Андреевна.
Оба моих деда, обе бабушки, отец и мать внесли свой вклад в Великую Победу. На фронте и в тылу. Я, мои дети и внуки бережно храним память о них. Эта память даёт возможность жить тем, кого рядом уже нет!
Л.А. Полякова, с. Лопатино.