+7(84540)42072
412031, г. Ртищево Саратовской области, ул. Советская, 3

Оформление наследственных прав

4 февраля 2025
В нашей жизни порой наступает такой момент, когда мы сталкиваемся с необходимостью оформления наследства. Этот процесс требует внимания и тщательного подхода. Что нужно знать при оформлении наследственных прав и что необходимо для успешного завершения оформления наследства, читателям нашей газеты рассказывает нотариус Антон Полиховский.

- Лицам, имеющим право на принятие наследства, нужно обратиться к нотариусу по месту жительства умершего не позднее 6 месяцев с момента смерти. В случае пропуска указанного срока, с большой долей вероятности понадобится обращаться в суд для признания наследника, пропустившего срок, фактически принявшим наследство. Исключением является ситуация, когда наследник зарегистрирован вместе с наследодателем по одному адресу на момент смерти последнего. При таких обстоятельствах наследник считается фактически принявшим наследство, и срок 6 месяцев для него не будет иметь значения.

Первым шагом при оформлении наследства является открытие наследственного дела в нотариальной конторе. Для этого необходимо обратиться в нотариальную контору и предоставить документы, подтверждающие право наследования. В качестве таких документов могут выступать завещание, свидетельство о смерти наследодателя, а также документы, подтверждающие родственные отношения с наследодателем. В случае, если с какими-либо из указанных документов возникли сложности, нотариус сделает запрос в соответствующие организации.

Следующим шагом является установление состава наследственной массы и определение круга наследников. Нотариус содействует гражданам в розыске имущества путём направления запросов в соответствующие организации, например, в банк, для получения сведений о наличии вкладов у умершего. Иногда требуется провести оценку имущества, для этого необходимо обратиться к оценщику, который проведет оценку и составит соответствующий отчет. Оценка имущества имеет важную роль, так как от нее зависит стоимость оформления наследственных прав, а также размер предоставляемых льгот.

Завершающим этапом в оформлении наследственных прав является выдача свидетельств о праве на наследство всем обратившимся и призванным наследникам, которые заявились в течение срока для принятия наследства, или были включены по другим основаниям в их число.

После получения свидетельств о праве на наследство наследниками может быть заключено соглашение о разделе наследственного имущества. Это необходимо, когда у умершего несколько наследников, а у наследодателя имеются разные объекты имущества, которые переходят в равнодолевую собственность. Для того чтобы у каждого из наследников был целый объект, к примеру, квартира, жилой дом, автомобиль, а не доля в каждом из них, они и заключают соглашение о том, какой объект и кому в конечном итоге будет принадлежать.

Также необходимо помнить, что недвижимое имущество, полученное по наследству, подлежит обязательной государственной регистрации. Нотариус после выдачи свидетельства о праве на наследство незамедлительно отправляет его в виде электронного документа в единый государственный реестр недвижимости, а наследником должна быть уплачена государственная пошлина за регистрацию прав. С 2025 года размер государственной пошлины за регистрацию прав равняется 4000 рублей за жилой объект или долю в жилом объекте, 700 рублей за земельный участок под жилым домом и 200 рублей за долю земельного участка для сельскохозяйственного назначения.

Это только некоторые из вопросов, которые необходимо помнить гражданам при оформлении наследства. На практике могут возникнуть различные нестандартные ситуации. Решением этих вопросов будет заниматься нотариус, ведущий наследственное дело. Также вы всегда можете обратиться для получения консультации.


Реклама

Объявления


Студия Rtischevo-Web Сигма- автоматизация бизнеса