Локомотивное депо - старейшее предприятие нашего города, который по праву считается городом железнодорожников. Жизнь сотен ртищевских семей тесно связана с его судьбой. 150 лет - для истории это всего лишь мгновение, но в нем заключены жизнь и труд не одного поколения ртищевцев. Спустя полтора века после своего основания локомотивное депо Ртищево-Восточное - одно из самых крупных структурных подразделений Юго-Восточной Дирекции тяги. Здесь работают более 800 человек, 764 из них - машинисты и помощники машиниста. Развёрнутая длина плеч обслуживания депо составляет 1800 км. Локомотивные бригады предприятия водят грузовые и пассажирские поезда от Пензы до Поворино, от Ртищева до Пензы, Кочетовки и до Анисовки. За 150 лет машинисты ртищевского депо водили локомотивы всех типов тяги, от паровозов до современных электровозов и тепловозов.
В пятницу, 17 декабря, в актовом зале локомотивного депо царило оживление. Здесь собрались сотрудники предприятия, ветераны отрасли, почетные гости. У входа в зал гостей встречал веселый железнодорожник, который вручал каждому выпуск «Нашего паровоза», рассказывающий об истории становления и развития Эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное. Больше часа не смолкали слова поздравлений в адрес ртищевских железнодорожников и громкие аплодисменты, которыми участники торжественного мероприятия встречали коллег, удостоенных высоких наград за достигнутые профессиональные успехи.
Приветствуя собравшихся в зале железнодорожников, заместитель начальника Юго-Восточной железной дороги С.Л. Окатьев сказал: «Примите искренние поздравления со 150-летием локомотивного депо Ртищево. Локомотивное депо Ртищево является одним из крупнейших на Юго-Восточной железной дороге и в структуре Юго-Восточной Дирекции тяги. На сегодняшний день невозможно представить работу Юго-Восточной Дирекции тяги без локомотивного и сервисного депо Ртищево-Восточное. Пусть все пути дороги ведут вас к успеху в профессии и к счастью в личной жизни. Желаю всему коллективу депо крепкого здоровья, благополучия, процветания, оптимизма, радости, новых успехов».
В соответствии с приказом генерального директора - председателя правления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» О.В. Белозёрова за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, высокий профессионализм и проявленную инициативу в работе награждены: знаком «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги» дежурный локомотивного депо С.А. Поликарпов, знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет» инженер по промышленной и пожарной безопасности А.В. Капустников, машинист тепловоза Д.В. Михайлов. Благодарность генерального директора – председателя правления ОАО «Российские железные дороги» объявлена машинисту электровоза Р.В. Ильину. Почетной грамоты ОАО «Российские железные дороги» удостоен машинист электровоза Д.С. Носков.
Знак «За заслуги перед Юго-Восточной железной дорогой» II степени вручен машинисту тепловоза С.В. Матаеву. Благодарность начальника Юго-Восточной железной дороги объявлена помощнику машиниста тепловоза С.И. Золотовскому. Почетной грамотой начальника Юго-Восточной железной дороги награжден помощник машиниста электровоза Д.В. Мелехин.
Со знаменательной датой сотрудников депо поздравил начальник Юго-Восточной Дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» А.Г. Чистяков.
В соответствии с приказом заместителя генерального директора ОАО «РЖД» - начальника Дирекции тяги О.С. Валинского за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в обеспечение устойчивой его работы знаком «За преданность локомотивному комплексу 30 лет» награжден А.Г. Трутнев. Благодарность начальника Дирекции тяги объявлена помощнику машиниста тепловоза С.И. Золотовскому, машинисту тепловоза Д.Ю. Свечникову, начальнику депо А.Н. Чуркину. Почетных грамот Дирекции тяги удостоены помощники машиниста электровоза М.С. Васякин и С.Т. Тодирка, помощник машиниста тепловоза А.А. Черкашин. Знаком «Лучший машинист локомотива» II степени награжден машинист тепловоза С.В. Бритов. Знаком «Лучший машинист локомотива» III степени - машинист тепловоза Р.В. Ионкин, машинисты электровоза А.В. Культяев и О.С. Маликов.
За высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий, а также в связи со 150-летним юбилеем локомотивного депо Ртищево благодарственными письмами начальника Юго-Восточной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» награждены И.П. Квятковский, В.В. Кучеров, М.С. Мачанова, К.А. Степанов. Почетные грамоты начальника Юго-Восточной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Дирекции по ремонту тягового подвижного состава - филиала ОАО «РЖД» вручены А.В. Апарышеву, Д.В. Пугачевой, С.Ю. Родионову, А.В. Щадневу.
Награды вручил начальник центра по ремонту и обслуживанию локомотивных устройств безопасности Юго-Восточной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава М.А. Григорьев.
Обращаясь к сотрудникам предприятия, начальник Сервисного локомотивного депо Ртищево Р.Б. Буранбаев подчеркнул, что от их профессионализма и ответственного отношения к делу зависят надежность, стабильность и безопасность стальных магистралей. Он вручил благодарности начальника Сервисного локомотивного депо Ртищево Ю.В. Степанову, Ю.В. Хрюкову, Д.Н. Конищеву.
Председатель первичной профсоюзной организации Юго-Восточной Дирекции по ремонту тягового подвижного состава Д.А. Фролов за высокие достижения в труде и проявленную инициативу при выполнении производственных заданий, а также в связи со 150-летним юбилеем локомотивного депо Ртищево вручил именные часы председателя РОСПРОФЖЕЛ В.Г. Поздяеву, В.В. Щавлеву, А.М. Хадиеву, а председатель первичной профсоюзной организации А.С. Бейбалаев подарил памятные сувениры ветеранам предприятия В.С. Панину, В.А. Яковлеву, М.И. Курочке, Г.А. Удальцову, О.В. Чуркиной.
Были ещё вручены многие награды и сказано немало добрых слов в адрес работников старейшего предприятия железнодорожного транспорта нашего города. Бурными аплодисментами встречали собравшиеся в зале выступления солистов и творческих коллективов Городского культурного центра, которые подготовили виновникам торжества яркие концертные номера, создав праздничную атмосферу.
Наш корр. Фото Виктора КОНДРАТЬЕВА.
Перелистывая страницы истории депо
Полуторавековой юбилей – хороший повод перелистать страницы истории предприятия. Сотрудниками краеведческого музея к 150-летию Эксплуатационного локомотивного депо была подготовлена тематическая выставка, посвященная памятной дате. Ознакомиться с уникальными экспонатами выставки смогли работники депо и почетные гости праздника.
Паровозное депо на станции Ртищево было построено при прокладке главной линии Тамбово-Саратовской железной дороги и начало работу 29 января 1871 года. Со стороны Саратова поезда поступали на станцию Ртищево под управлением паровозов приписки депо Аткарск, затем – депо Саратов. В направлении Тамбова паровозы депо Ртищево вели составы до станции Кирсанов, где передавали тамбовским локомотивщикам. Когда в 1895 году началось движение по линии Пенза – Балашов, паровозы из Ртищева стали обслуживать и эти плечи.
К концу XIX века в парке депо было 40–50 паровозов серий П и Т. В 1903 году на предприятие пришли машины серий О и её разновидности Ов. Также в то время эксплуатировались паровозы серий А и У. В 1914 году в депо Ртищево были приняты в эксплуатацию паровозы серии Э.
Во время Гражданской войны паровозный парк депо Ртищево сильно сократился: три паровоза угнали белочехи из восставшего Чехословацкого корпуса, несколько машин забрали для Уральского фронта. На предприятии осталось всего 15–20 паровозов, которые нечем было топить.
В 1926 году в депо появились паровозы серии Эу (усиленный), в 1932 году – серии Эм (модернизированный) с повышенным котловым давлением и усиленным пароперегревателем. В годы первых советских пятилеток локомотивный парк Ртищевского паровозного депо пополнился новыми паровозами серии М.
В сентябре 1937 года были построены здания цехов и других объектов паровозного депо на станции Ртищево-2. 1 января 1938 года депо Ртищево-2 было сдано в эксплуатацию. Два депо в Ртищеве существовали независимо друг от друга и подчинялись Ртищевскому отделению паровозного хозяйства РязаноУральской железной дороги. На 1 декабря 1942 года приписной паровозный парк двух депо составлял 150 паровозов.
В годы Великой Отечественной войны за трудовую помощь фронту коллективу депо Ртищево-2 трижды присуждалось переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны СССР.
В середине 1950-х годов в депо Ртищево-2 началась подготовка к переходу на тепловозную тягу. Большая группа машинистов и помощников прошла переобучение в Ростове-на-Дону и Грозном. Одновременно руководство депо Ртищево-2 занималось созданием ремонтной базы. Первый тепловоз прибыл в депо 10 июня 1956 года и на следующий день отправился в рейс по маршруту Ртищево – Пенза с составом, который весил на 900 тонн больше, чем обычный грузовой поезд. А уже 13 июня тепловоз доставил в Пензу 1200 тонн грузов сверх нормы.
В том же году в депо начали поступать первые двухсекционные тепловозы серии ТЭ3, которые впоследствии взяли на себя весь объём грузовых перевозок. Вскоре в депо появились и пассажирские тепловозы.
В 1957 году грузонапряжённая линия Пенза – Ртищево – Поворино была полностью переведена на тепловозную тягу.
«В конце 1950-х машинист депо Ртищево-2 Александр Мещеряков выступил инициатором обслуживания тепловоза ТЭ3 бригадой из двух человек вместо трёх, а также предложил сменный способ обслуживания тепловозов и эксплуатации составов на длинных тяговых плечах. Это высвободило из рабочего парка депо Ртищево-2 девять локомотивов, а стоимость перевозок снизилась на 18,6% в год. Почин Мещерякова нашёл широкое распространение в локомотивных депо страны», – говорит Антон Чуркин.
Локомотивные депо на станциях Ртищево-1 и Ртищево-2 были объединены в 1960 году. В начале этого десятилетия Ртищевское локомотивное депо ввело новую систему оценки качества работы машинистов, выполнения ими Правил технической эксплуатации и дорожных инструкций. С 1964 года эта система была внедрена на всех железных дорогах СССР.
В 1962 году началась электрификация так называемого балашовского грузонапряжённого хода Пенза – Харьков. Ртищевское локомотивное депо было реконструировано под электровозную тягу. Здесь впервые на сети дорог опробовали эксплуатацию электровозов ВЛ60к по системе многих единиц. Работники депо совместно с представителями Новочеркасского электровозостроительного завода провели большую работу по наладке и некоторым изменениям отдельных узлов электровозов.
Первый электровоз прошёл по участку Ртищево – Пенза 27 декабря 1965 года, а 29 декабря в Ртищеве состоялось торжественное открытие электрифицированного участка Пенза – Ртищево – Поворино.
В 2003 году в депо Ртищево с Октябрьской дороги поступили первые тепловозы ТЭП70, предназначенные для пассажирских перевозок. Локомотивы испытывались на участке Кочетовка – Пенза. В 2006 году с Брянского машиностроительного завода в депо для эксплуатационных испытаний прибыл новый тепловоз серии 2ТЭ25К-0001 «Пересвет».
Материал подготовлен с использованием открытых источников информации.