+7(84540)42072
412031, г. Ртищево Саратовской области, ул. Советская, 3

ЛЮДИ НАШЕГО ГОРОДА

8 августа 2021
В первое воскресенье августа ртищевцы отпраздновали День железнодорожника. Судьба многих моих земляков тесно связана с этой отраслью. Не так давно я познакомилась с удивительной женщиной, труженицей тыла, ветераном железнодорожного транспорта Клавдией Фёдоровной Соловьёвой. Несмотря на пережитые трудности, выпавшие на её долю, она бодра и энергична. Подумать только, в столь почтенном возрасте, пропустившая через своё сердце трудные годы военного лихолетья, а затем испытавшая все сложности послевоенных лет, Клавдия Фёдоровна помнит о своей жизни всё вплоть до мельчайших подробностей. Внимательно слушая рассказ К.Ф. Соловьёвой о её детстве и изломанной войной юности, я удивлялась её жизнелюбию, оптимизму и бодрости духа. История её жизненного и нелёгкого трудового пути глубоко проникла в мою душу. Появилось желание накануне 94-го дня рождения Клавдии Фёдоровны рассказать об этой скромной труженице. 
Клавдия Фёдоровна Соловьёва родилась 22 августа 1927 года в с. Нарышкино Бековского района в большой крестьянской семье. Отец в первые дни войны был призван на фронт, вскоре на него пришла похоронка. Он погиб, защищая Родину от фашизма. Едва Клавдии исполнилось двенадцать лет, она вместе с мамой и бабушкой с раннего утра и до позднего вечера трудилась на колхозном поле, очень уставала: труд был тяжёлый, не для ребёнка. К.Ф. Соловьёва рассказывает, что семья держала своё хозяйство. Подворье было большое: корова, телочка, овцы, куры, а кормов не хватало, животные содержались впроголодь. Всей семьёй плакали навзрыд, когда околела корова-кормилица. Регулярно установленную норму масла, молока, яиц, шерсти и мяса сдавали государству. Сельчане понимали, что это вызвано крайней необходимостью - армию нужно было кормить и одевать. Всё отправляли на фронт. Когда Клавдии исполнилось 16 лет, она пошла учиться. Поступила в Ртищеве в железнодорожное училище. Освоив специальность кондуктора, в 1945 году приступила к работе. Ездила по маршруту Пенза - Кирсанов, Аткарск - Балашов. Клавдия Фёдоровна рассказывает, что движение было очень оживлённое, пассажиропоток высокий. Много составов шло с пленными. Вагоны были сильно разбиты. Составы обслуживали вручную. Кондукторы работали в напряженном ритме. Не знали ни праздников, ни выходных. - Это сейчас для локомотивных бригад есть дома отдыха. Тогда же при станции стояла железная кровать с голой пружиной, без матраца. Мы в чем сопровождали поезда: в полушубках, ватниках, в том и спали, чтобы помягче было. Со мной в паре ездил мужчина. Первоначально чувствовала себя очень неловко. Кровать-то одна, а отдохнуть после поездки хочется, уставали сильно. Вот и спали на кровати вдвоем «валетом», - делится воспоминаниями Клавдия Фёдоровна. После года работы К.Ф. Соловьёву направили на курсы главного кондуктора. В этой должности она трудилась недолго, вскоре её назначили инструктором. Клавдия Фёдоровна начала обучать профессии кондуктора молодых специалистов. А с 1957 года и вплоть до ухода на заслуженный отдых она работала проводником пассажирского поезда. Здесь же, на железной дороге, Клавдия Фёдоровна познакомилась со своим будущим мужем, который работал кондуктором. Вместе с Геннадием Михайловичем они воспитали двух дочерей, радовались внукам. Клавдия Фёдоровна, несмотря на ее преклонный возраст, на здоровье не жалуется, заботой и любовью близких не обделена. Не остаётся К.Ф. Соловьёва без внимания бывших коллег - железнодорожников. Представители совета ветеранов регулярно звонят, справляются о здоровье, поздравляют с праздниками, вручают подарки. Хочется пожелать Клавдии Фёдоровне здоровья и светлых дней жизни в окружении родных и близких.

А.С. ОВЧИННИКОВА.
Фото из архива К.Ф. Соловьёвой.


Реклама

Объявления


Студия Rtischevo-Web Сигма- автоматизация бизнеса