26 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ И ПАМЯТИ ЖЕРТВ ЭТИХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ
6 апреля 2021
26 АПРЕЛЯ - ДЕНЬ УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ И ПАМЯТИ ЖЕРТВ ЭТИХ АВАРИЙ И КАТАСТРОФ В этот день в 1986 году на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС вышел из-под контроля ядерный реактор. Произошел взрыв. Было выброшено в атмосферу около 190 тонн опасных радиоактивных веществ. Они выделялись в окружающую среду из-за пожара, длившегося почти две недели. Население Чернобыля подверглось облучению в 90 раз большему, чем население Хиросимы после взрыва атомной бомбы. Этот день - дань памяти всем погибшим в радиационных трагедиях и дань уважения всем, кто ликвидировал тяжелейшие последствия аварий и катастроф, всем, кто пострадал от радиационного заражения, кто вынужден был покинуть свои родные места. Это - ликвидаторы ЧАЭС и «Маяк», военнослужащие подразделений особого риска, подвергшиеся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, «переселенцы» из зон радиоактивного загрязнения. Большая часть этих людей принимала участие в ликвидации аварий в первые дни после того, как они произошли. Беспрецедентные по масштабам и сложности работы по устранению последствий аварий были проведены благодаря участию в них всего народа, в том числе и наших земляков.
Подвиг в мирное время В преддверии 35-й годовщины аварии на Чернобыльской АС мы встретились с одним из ликвидаторов последствий этой аварии. Виктор Васильевич Клыков, житель Ртищева, поделился с нами своими воспоминаниями.
«Я попал на Чернобыльскую АЭС как военнообязанный. Когда нас отправляли на место аварии, никто не сообщил о том, что случилось, потому что многие из тех, кто узнавал правду, просто отказывались ехать. Лишь по прибытии в Киев нам сказали, что произошел взрыв реактора АЭС. Когда нас привезли на место аварии, а это было неподалеку от города Припяти, население в радиусе 30-километровой зоны уже было эвакуировано. Лес, который находился неподалеку от четвертого энергоблока (в котором произошел взрыв), в той стороне, куда сразу после взрыва распространилось радиоактивное облако, был обожжен дочерна. Под действием радиации были заметны явные изменения природы, например, яблоки были огромные, наливные, а колосья пшеницы - невиданных размеров. Но все это было непригодно для употребления.
Задача нашей бригады состояла в том, чтобы смывать радиоактивную пыль с трех уцелевших блоков, а делать это надо было постоянно, т.к. блоки насквозь пропитались радиацией, и любая скопившаяся пыль представляла огромную опасность, захоронить оборудование из четвертого энергоблока, обломки после взрыва и технику, которая уже набрала максимально допустимую дозу радиации. Ранее же планировалось полностью захоронить четвертый энергоблок. Но потом выяснилось, что все блоки стоят на едином фундаменте, и захоронение одного из них отдельно от других просто невозможно. Поэтому поврежденный четвертый энергоблок, выделяющий в огромных количествах радиоактивные вещества, обезвреживали, оставив на поверхности.
Радиация - это невидимая смерть. И как уберечься от нее, нам было неизвестно. Я видел, как над четвертым блоком пролетали птицы и падали замертво. Были и такие случаи, когда человек ремонтировал машину и умер на месте. Такой силы было излучение. Когда я уезжал с места аварии, то выбросил свои наручные часы. Забирать оттуда нельзя было ничего, все пропитывалось радиацией.
Многих моих товарищей-ликвидаторов из Ртищева уже нет в живых. Но последствия аварии для каждого свои. И зависят они не только от того, как мы вели себя во время ликвидации, насколько были осторожны, но и от дальнейшего образа жизни. Я потерял много зубов, ухудшилась память. Но теперь строго слежу за собой, веду здоровый образ жизни. Иначе не знаю, что бы уже со мной было».
На вопрос, как он относится к тому, что в мире продолжается наращивание ядерных арсеналов, наш герой ответил кратко: «Если бы эти «любители помахать атомной дубинкой» хоть на минуту оказались рядом с теми, кто так внезапно погибал, или на месте тех, кто умирал спустя время от страшных болезней, они прекратили бы любые «игры» с ядерным оружием».