На протяжении последних лет формой государственной итоговой аттестации для учащихся 9 классов всех общеобразовательных организаций стал основной государственный экзамен. Это очень ответственный этап в жизни девятиклассников, учителей и родителей. Вопросам организации и проведения итоговой аттестации уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях власти. О том, как в этом учебном году будет проходить государственная итоговая аттестация для выпускников 9 классов, мы поговорили с начальником управления общего образования администрации РМР С.В. Рудаевой.
В соответствии с требованиями законодательства, обозначенными в ст. 59 п. 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательных программ основного общего, среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией обучающихся независимо от формы получения образования.
Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся 9 классов, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план, т.е. имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана общеобразовательного учреждения за 9 класс не ниже удовлетворительных, а так же имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Решение о допуске к государственной итоговой аттестации принимается педагогическим советом школы и оформляется распорядительным актом образовательной организации не позднее 25 мая текущего года.
Государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования в 2018-2019 учебном году включает в себя обязательные экзамены (русский язык и математика) и экзамены по выбору (обществознание, география, биология, информатика и ИКТ, физика, химия, история, иностранный язык, литература). Согласно результатам предварительного
опроса о выборе экзаменов на ОГЭ-2019 более половины девятиклассников будут сдавать обществознание (55%), географию (47%). Затем ребята выбирают в качестве экзаменов по выбору биологию, информатику, физику, химию. 26 человек будут сдавать историю, 10 - английский язык, 8 - литературу.
Получив основное общее образование, выпускники 9 классов могут продолжить обучение в профильных классах школы, в универсальных классах и различных средних профессиональных образовательных организациях. Все городские общеобразовательные организации реализуют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего общего образования.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ ОТБОР В ДЕСЯТЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Название профиля
|
Школа
|
Предметы для государственной итоговой аттестации
|
универсальный
|
СОШ №1, №2,№4, №5, №7, №9, лицей №3 им.П.А.Столыпина
|
русский язык, математика, история, литература, иностранный язык, биология, обществознание, география, информатика и ИКТ, физика, химия
|
Для поступления на обучение в профильный класс, необходимо сдать 4 экзамена: русский язык, математика и 2 предмета по выбору.
В 2018-2019 учебном году основанием для получения аттестата об основном общем образовании является успешное прохождение ГИА-9 по четырем учебным предметам. Результаты экзаменов по предметам по выбору, в том числе неудовлетворительные, будут влиять на получение аттестата.
Итоговые отметки за 9 класс по четырем учебным предметам определяются как среднее арифметическое годовых и экзаменационных отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Итоговые отметки по другим предметам учебного плана выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс.
Заявление о выборе экзаменов и их количестве, подписанное родителями (законными представителями), подаётся лично обучающимися на основании документа, удостоверяющего их личность (паспорт), не позднее 1 марта 2019 года.
Обучающиеся вправе изменить (дополнить) перечень указанных в заявлении экзаменов только при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
Обучающийся подает заявление в ГЭК с указанием измененного перечня учебных предметов и с указанием причин изменения заявленного ранее перечня.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГИА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ОГЭ (основной государственный экзамен) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее - КИМ).
ГВЭ (государственный выпускной экзамен) в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
ГВЭ ВПРАВЕ СДАВАТЬ:
1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды.
3. Обучающиеся на дому.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, количество сдаваемых экзаменов по их желанию сокращается до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике.
Данная категория школьников должна иметь заключение психолого-медико-педагогической комиссии на право сдавать государственную итоговую аттестацию в пункте проведения экзаменов в особых условиях.
НОВШЕСТВО В ПРОВЕДЕНИИ ГИА
С 2019 года итоговое собеседование становится допуском к основным государственным экзаменам.
Основной этап итогового собеседования пройдёт 13 февраля 2019 года во всех общеобразовательных организациях.
Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи - на подготовку участнику будет даваться около минуты. Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые
будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудио и видеозапись. Оценка выполнения заданий будет осуществляться по системе «зачет»/«незачет».
РАСПИСАНИЕ ЭКЗАМЕНОВ
Единое для всех расписание ГИА-9 и продолжительность экзаменов по каждому образовательному предмету ежегодно устанавливает соответствующий приказ Министерства образования и науки Российской Федерации.
Сроки проведения ГИА - 2019
24 мая (пт.) - иностранные языки;
25 мая (сб.) - иностранные языки;
28 мая (вт.) - русский язык;
30 мая (чт.) - обществознание;
4 июня (вт.) - обществознание, информатика и ИКТ, география, химия;
6 июня (чт.) - математика;
11 июня (вт.) - литература, физика, информатика и ИКТ, биология;
14 июня (пт.) - история, физика, география;
25 июня (вт.) - резерв: русский язык;
26 июня (ср.) - резерв: обществознание, физика, информатика и ИКТ, биология;
27 июня (чт.) - резерв: математика;
28 июня (пт.) - резерв: география, история, химия, литература;
29 июня (сб.) - резерв: иностранные языки;
1 июля (пн.) - резерв: по всем предметам;
2 июля (вт.) - резерв: по всем предметам.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА:
3 часа 55 минут - математика, литература, русский язык;
2 часа - география, химия;
2 часа 30 минут - информатика;
3 часа - физика, обществознание, биология, история;
2 часа - иностранный язык (на выполнение письменной части работы) и 15 минут - время устного ответа.
В продолжительность экзаменов по учебным предметам не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж обучающихся, вскрытие пакетов с экзаменационными материалами, заполнение регистрационных полей экзаменационной работы, настройка технических средств).
Экзамены выпускники сдают в пунктах проведения экзаменов (ППЭ), в которых организована система видеонаблюдения.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
- Уважаемые родители! Именно ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Обращайте внимание на высказывания детей. Вас должны насторожить высказывания типа: «Все, больше не могу, надоело». «У меня ничего не получится, я - неудачник». Это свидетельствует об утомлении, потере веры в свои силы, зацикленности на одной проблеме и сужении поля видения.
Интересуйтесь результатами. «Как все прошло?», «Какое у тебя настроение?», даже банальное: «Сильно устал?» - покажет, что ребенок для вас дороже, чем балл, полученный на экзаменах. Подросткам нужны поддержка, понимание и ни в коем случае не критика и недовольство. Положительные эмоции помогут справиться со всеми трудностями, укрепят веру в себя и свои возможности.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он - самый любимый, и что все у него в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.
Материал подготовила Лариса МАРКОВА.