+7(84540)42072
412031, г. Ртищево Саратовской области, ул. Советская, 3

Ртищево стал родным для большой семьи Овчинниковых-Сеськевич

21 июля 2024
photo_2024-07-19_15-37-39.jpgСледующим участником акции нашей газеты стала почётный гражданин города Ртищево и Ртищевского района Александра Степановна Овчинникова. Она рассказала о большой дружной семье, которая хорошо известна нескольким поколениям ртищевцев. Борис Васильевич Овчинников и Любовь Антоновна Сеськевич познакомились и создали семью в далёкие предвоенные годы. Надо ли говорить, что были они потомственными железнодорожниками? Любовь Антоновна Сеськевич – младшая дочь машиниста Антона Петровича Сеськевич. Уроженец села Старосельское Белостокского воеводства, которое находится на территории Польши, он начал свою трудовую деятельность на участке польской железной дороги. В дореволюционные годы водил паровозы. Когда же в 1917 г. эхо революции докатилось до Польши, он вместе с семьёй навсегда покинул Родину и поселился в России. Причина этого переезда неизвестна. Его внучка, Римма Николаевна Сеськевич, вспоминает: «Я была школьницей и хорошо помню, как мои тети и дяди собирались по праздникам вместе, вспоминали свое прошлое, при этом разговаривали очень тихо, вполголоса, и плакали. Я не однажды задавала вопрос отцу: «Почему у нас не русская фамилия?» Ответ был всегда такой: «Мы русские, только фамилия у нас не русская». А мама говорила: «Не спрашивай! Много будешь знать!» Так или иначе в начале 1918 года, отправляясь в рейс из Польши маршрутом до станции Ртищево, Антон Петрович прихватил с собой семью – жену и 7 детей. Сойдя на станции, они остались здесь на всю жизнь. Семья осела в нашем, тогда небольшом станционном поселке и дала свои глубокие корни. Первоначально непросто складывалась жизнь Сеськевичей на новом месте. Время было трудное. В 1921 г. в Ртищеве свирепствовал тиф. Тяжело заболев, умерли родители. Остались на руках у старшей сестры Ольги шесть братьев и сестер – самой ей только исполнилось 16 лет. Она пошла работать в локомотивное депо. Братья и младшая сестра Люба пошли по стопам отца и старшей сестры, связав свою жизнь с железной дорогой. Александр работал слесарем в локомотивном депо, Николай - машинистом, а позже слесарем. Владимир - в почтово-багажном отделении ст. Ртищево-I, Люба - телеграфисткой в ШЧ. И только сестра Катя, позже Екатерина Антоновна Логинова, посвятила себя административной работе, работала в Ртищевском райисполкоме. Особой гордостью этой семьи являются Николай Антонович Сеськевич и его жена Александра Васильевна. Николай Антонович в годы Великой Отечественной войны водил составы, как бы сейчас сказали, в самые горячие точки нашей страны. Его воспоминания и воспоминания его жены, которая работала в одной с ним бригаде кочегаром, навсегда остались в памяти детей и внуков. На фронт, помимо живой силы - солдат, везли еще продовольствие, пушки, танки, снаряды и др. Обратно - раненых, военнопленных. В пути зачастую подвергались нападению вражеской авиации. Памятуя рожденные во время войны лозунги: «Железнодорожник должен работать по – фронтовому» и «Пост железнодорожника – военный пост», во время бомбежки никогда не покидали локомотив. Особенно огненными были маршруты на Сталинград. Буквально под шквальным огнем и разрывами снарядов приходилось вести состав. Непосильным был мужской труд кочегара для хрупкой, маленькой ростом Александры Васильевны. «...И голодали, и холодали в поездах. До станции назначения добирались неделю и больше, потому как днем вражеская авиация разрушала пути, а ночью железнодорожники восстанавливали их и скрыто выводили подвижной состав. На трудности не жаловались. Была война, и трудно было всем», - вспоминала Александра Васильевна. Неординарна история семьи Бориса Васильевича. Его отец - Овчинников Василий Федорович - в прошлом работал садовником у помещика Сердобского уезда. Был музыкально одаренным человеком, отлично играл на тромбоне, чем привлек к себе внимание дочери хозяина, светской барышни, получившей по тем временам неплохое образование. Она отлично играла на рояле, а манеры хорошего тона сохранила до глубокой старости. Даже к своим внукам Анастасия Александровна обращалась только на «Вы». Любовь к музыке объединила молодых людей. Они полюбили друг друга. Родители сочли брак светской барышни с садовником неравным и не смогли его принять. По обоюдному решению молодожены покинули родительский дом и переехали в Ртищевский район в село Ивано–Кулики, но ненадолго. В голодном 1933 г. было создано Ртищевское отделение дороги. Увеличился поток грузов, а стало быть, появились рабочие места. Спасаясь от голода, многие сельчане потянулись в город на работу. Переехала в Ртищево и молодая семья Овчинниковых. Энергичный и общительный, Василий Федорович быстро влился в рабочий коллектив локомотивного депо: освоил паровоз, водил поезда, а в свободное время занимался культмассовой работой. Сын Георгий стал инженером – строителем. Работал в железнодорожной строительной организации. Именно он в числе других строил в 1935 году Дворец культуры – гордость ртищевских железнодорожников. Его жена по национальности была немка. Возможно, это сказалось на его репутации. В 1937 году он был репрессирован. Его судьба, как и многих репрессированных граждан в те годы, неизвестна. Младший сын Борис не изменил семейным традициям, избрал профессию железнодорожника. Работал в локомотивном депо. Вскоре женился. Большая однокомнатная квартира стала для семьи Овчинниковых тесной. Перед войной, когда у Бориса Васильевича появились первые дети, на средства локомотивного депо для Овчинниковых был построен дом в «посёлке Кагановича» на 3-й тогда Железнодорожной улице (ныне улица Лермонтова). Сколько было радости! Строились планы на будущее, но началась война, и все семейные планы были перечеркнуты. Борис Васильевич работал мастером, днями и ночами пропадал в депо: ремонтировал паровозы. С детьми Любовь Антоновна управлялась одна. Семья росла, и в 1942 г. она была вынуждена оставить работу. В молодости Любовь Антоновна посещала при Дворце культуры кружки художественной самодеятельности, пела, обладала отличными вокальными данными, играла на гитаре, много занималась спортом – гимнастикой, лыжами. Ее спортивные достижения были отмечены многочисленными грамотами и даже медалью. А потому, несмотря на трудности жизни, она стремилась дать детям всестороннее воспитание, привила интерес к чтению. Но особую любовь дети проявили к музыке. Как-то в послевоенные годы на железнодорожном пути, прилегающем к их улице, остановился состав с солдатами, которые пели песни под аккомпанемент немецкого трофейного аккордеона. Музыка тронула душу 10-летнего Валерия. Появилось желание научиться играть на аккордеоне. Мама уговорила солдат продать аккордеон. Мальчик быстро освоил игру на нем, и вскоре вся улица наслаждалась его игрой. Увлекся аккордеоном и младший брат Вячеслав. Затем в доме появились губные гармошки, на которых играли все дети. Прошли годы. Повзрослели мальчики. И после службы в армии локомотивное депо охотно распахнуло перед ними свои двери. Оба они работали слесарями в цехе точных приборов, но недолго. Музыка взяла верх. Заочно получили музыкальное образование и работали учителями музыки в школах № 96 и № 97. Руководили в школе эстрадным и духовым оркестрами. Валерий одновременно работал аккомпаниатором во Дворце культуры железнодорожников со знаменитым хормейстером Колыбелиным П.Н., играл на саксофоне, кларнете в эстрадном и духовом оркестре. Надо отдать должное, и другие дети Овчинниковых, внуки и правнуки проявляют интерес к музыке. По сложившейся традиции большая семья по праздникам собиралась вместе, и под аккомпанемент своих музыкантов исполнялась любимая семейная песня «Вечерний звон». Пели слаженно и дружно. Особенно выделялся на фоне общего пения красивый голос Любови Антоновны. Безграничная любовь к детям, доброта и великое терпение помогли Любови Антоновне воспитать 10 детей, которые её понимали с полуслова и всегда очень боялись огорчить или обидеть. В 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ей было присвоено почетное звание «Мать – героиня» с вручением Золотой Звезды. Трудными были послевоенные годы. Страна возрождалась из руин. Беспрерывным потоком шли составы с углем, зерном, стройматериалами из Сибири, Урала, Дальнего Востока в разрушенные врагом районы страны. Депо испытывало недостаток в локомотивных бригадах. Борис Васильевич сменил работу слесаря на машиниста паровоза. В 1956г. на смену паровозам в Ртищево прибыл первый тепловоз. Трудно было Борису Васильевичу с родным ФД. Пришлось снова садиться за парту, ведь нужно было осваивать новую технику. Затем пришли электровозы, но здоровье Бориса Васильевича стало сдавать, и его мечту осуществил сын Евгений, который к этому времени окончил Саратовский железнодорожный техникум, отработал по направлению в Читинской области и вернулся в родной город. Он-то и пересел в электровоз. Работал вначале помощником машиниста, а затем машинистом. В работе старался не уступать признанным асам депо и быстро снискал к себе заслуженное уважение. Ему было присвоено звание «Победитель социалистического соревнования». Его жена, Таисия Алексеевна, также в депо работала нарядчицей. Дом, который долгие годы был «началом начал» большой дружной и счастливой семьи, до сих пор «надёжный причал» - он оберегает и согревает правнуков Бориса Васильевича и Любови Антоновны, которые растут под его крышей.


Реклама

Объявления


Студия Rtischevo-Web Сигма- автоматизация бизнеса