+7(84540)42072
412031, г. Ртищево Саратовской области, ул. Советская, 3

Я расскажу, что знаю о войне

4 мая 2024
photo_2024-05-03_08-57-35.jpgВремя неумолимо. Оно равнодушно идёт  вперёд и вперёд, оставляя за своей спиной события, людей с их судьбами. С каждым годом всё  больше удаляются от нас тяжёлые, трагические годы Великой Отечественной войны. Почти не осталось живых свидетелей тех исторических событий. В этом году исполнилось бы 100 лет Камановой (Захаровой) Валентине Васильевне. Вот уже 20 лет нет с нами  скромного, порядочного, справедливого, очень ответственного человека. Она прожила достойную, красивую жизнь.  Работала секретарём в Шило-Голицынском сельском Совете, была депутатом сельского Совета, принимала активное участие в общественной жизни. А ещё с 11 сентября 1942 по 23 августа 1945 года  прошла Валентина Васильевна дорогами войны с хирургическим полевым подвижным госпиталем №675 3-го Украинского фронта от города Бутурлиновка Воронежской области до  города Обершютцен в Австрии. В рубрике «Что я знаю о войне» с читателями нашей газеты  Любовь Васильевна Каманова делится воспоминаниями своей мамы  Камановой Валентины Васильевны о тех страшных событиях военного времени, участницей которых ей довелось быть. Эти воспоминания сохранились во многом благодаря дневникам и письмам Валентины Васильевны. Именно они донесли до нас «эхо прошедшей  войны».
- С самого начала войны в 1941 году на фронт ушёл мой дед  Захаров Василий Степанович. Мама тоже не могла оставаться дома. Как только ей исполнилось 18 лет, она обратилась в райвоенкомат с просьбой отправить на фронт и её. 
 «16 сентября 1942 года я получила повестку явиться в райвоенкомат. На второй день нас погрузили в эшелон - 60 девушек, старшей была Люба Григоренко», - с этой записи начинает мама свой дневник.
«27 сентября мы приняли присягу. И нас расформировали по частям. Меня направили в ХППГ (хирургический полевой передвижной госпиталь - прим. редакции). Этот госпиталь стоял в г. Бутурлиновке Воронежской области. Раненых было около  двух тысяч. Город часто подвергался бомбёжкам. Приходилось работать в очень трудных условиях».
Мама рассказывала  о суровых буднях полевого госпиталя. Работали под обстрелом при свете керосиновых ламп, иногда при свечах.  Её сначала назначили заведовать складом медикаментов, потом она стала санитаркой. Молодая неопытная девчонка, она упала в обморок во время первой в её жизни операции по ампутации ноги. Но пришлось  собрать волю в кулак и работать, работать. Училась на ходу. В случае необходимости вставала к операционному столу ассистировать, исполняя обязанности операционной сестры. После войны она получила справку, подтверждающую, что может работать медсестрой.Бутурлиновка находилась в прифронтовой зоне. На территории размещалось 13 госпиталей, куда прямо с передовой доставляли раненых бойцов. Из - за близости фронта город постоянно подвергался бомбовым ударам. Много пострадавших было среди мирных жителей, которых тоже  привозили в военные госпитали.
«30 декабря 1942 г. сильно бомбили станцию, было много раненых мирных жителей, убитых. Из нашего госпиталя выделили 5 человек в пом ощь. Но все они погибли от авиабомбы. Их похоронили 1 января 1943 года в том же городе (Бутурлиновке). Это были первые погибшие товарищи - старший хирург Акулич, нейрохирург Пиротинен, старшая сестра Пивень, шофёр Бондаревский, санитар Батько». Фронт двигался на запад, и вместе с ним двигался ХППГ № 675.
«13 января 1943 г. мы сдали раненых эвакогоспиталю и выехали в с. Твердохлебово. Там поработали всего три дня, тоже в тяжёлых условиях – везде было заминировано. Одна девушка (санитарка) наскочила на мину, её ранило.
17 января в час ночи выехали через Кантемировку в Каменку Ворошиловградской области. Работали в медсанбате в 12 км от фронта,  спали 2-3 часа в сутки, кушали прямо в перевязочной». При такой нагрузке мама ещё сдавала кровь для раненых. Всего за время войны она сдала 2,4 кг крови. Происходило это напрямую от донора к реципиенту. Ей присвоено звание «Почётный донор СССР». «Прибыли в Изюм. Город сильно разрушен. На этом участке проходили ожесточённые бои, и раненых доходило до 3-х тысяч человек. Через каждые два часа город подвергался бомбёжке».

«В центральное здание перевязочной попала бомба, засыпало несколько раненых. Под обстрелом и бомбёжкой шла эвакуация. Мы (медперсонал) тоже пострадали, но никого не убило. В 3 часа ночи, это было 28 февраля, уходили из города. Отступали пешком, т.к. горючего не было, через Боровую».
«3 марта пришли в Петропавловку. Грязь, а мы в валенках, все мокрые, в голове песок. Дошли до Купянска. Здесь тоже сильно бомбили. Мы пролежали несколько часов у кузницы под плугами. Только на восьмые сутки добрались до места назначения – в с. Бугаевку Харьковской области, а некоторые – на одиннадцатые. Здесь нам дали под госпиталь три холодных грязных помещения». Медперсонал на войне должен быть готовым ко всему. Поэтому, кроме основной работы в госпитале, в  Бугаевке  маме с другими девушками пришлось изучать боевой устав пехоты, санхимзащиту, часто ходить на стрельбища. «Винтовку и санхимзащиту я сдала на «отлично», а БУП- на «хорошо». Самое потрясающее, удивительное случается не в книгах,  не в фантастических рассказах. Это происходит в жизни.   В огненном вихре войны такой невероятной стала для мамы встреча в Бугаевке с отцом.   «Здесь я встретилась с папой 10 и 29 августа», - кратко записала в дневнике мама. Она спешила рассказать об этом родным, а главное - матери, Лине Феофановне:
«…Сегодня уже второй раз мы встречаемся с папой. Какое же это счастье! Папа сейчас едет в тыл на отдых. Их часть проходит через наше село. Они передвигаются ночью, будут грузиться на поезд и в тыл поедут…».  
Этой радостью неожиданной встречи поделился с женой и Василий Степанович:
«Лина, я нахожусь в тылу, в 300 км от фронта. Я виделся с Валей, она живёт хорошо. Стала очень взрослая. Она была рада, когда я пришёл к ней в гости. Мы разговаривали 4 часа. Вечером мы проезжали через это село, где Валя. Снова разговаривали. Она говорит, что обо всех очень соскучилась. Теперь бы обоим домой. Как наши были бы рады! Лина, какое я имел счастье - видел свою родную дочь на фронте». 
Такое счастье подарила судьба двум близким людям перед тем, как навсегда разлучить их.  В сентябре 1943 мой дед Захаров Василий Степанович погиб при переправе через Днепр. Для мамы это было страшным потрясением. При этом она заботилась и переживала о близких:
«Сегодня получила от вас письмо. А от папы мы теперь писем не получим. Я вам уже писала, что папы у нас больше нет. Если бы я знала, что старшина не писал вам о смерти папы, я бы тоже не написала об этом. Знала бы одна».
«18 августа 1943г. наш госпиталь сильно обстреливали снарядами. Переехали в лес. «Летучку» подавали каждый день, два раза по 900 человек. Мы с этой работой справились с честью и получили благодарность от ПЭПа (передвижной эвакуационный пункт - прим. редакции)».
Это была не единственная благодарность. Бабушка сохранила благодарственное письмо от командования воинской части:  «Тов. Захарова Лина Феофановна! Командование воинской части № 06647 поздравляет Вас с праздником  1-го Мая и искренне благодарно за добросовестное выполнение боевых приказов командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками Вашей дочерью Захаровой Валентиной Васильевной. Она не жалеет сил и не щадит своей жизни за полный разгром немецких захватчиков. Командир в/ч 06647 Карпов 14.04.44г.».
За время войны маме приходилось не только трудиться в госпитале, но и  принимать участие в боевых действиях, оказывать помощь раненым на поле боя. Она рассказывала, как в одном из боёв по разгрому немецко–фашистской группировки в Венгрии у озера Балатон в самый разгар сражения она перевязывала раненого майора, который никак не соглашался выйти из боя. За умелые, инициативные, смелые действия, сопряжённые с риском для жизни, мама награждена двумя медалями «За отвагу».
Разлука с родными всегда тяготила маму. Она очень скучала по дому. Но не время было проявлять чувства, быть слабой.  Только  дневнику могла доверить свои  тоску и печаль. В разные годы появлялись такие записи: «Писала домой письмо и горько плакала. Каждый вечер не могу пережить без слёз и тоски о дорогой мамочке. Тяжело, тяжело при воспоминании о ней».

«Чувствуется близость весны. Душа вспоминает семью, сад, огород... С нетерпением жду писем из дома, только они заставляют меня жить… И эту разлуку нашу создали немцы, проклятые немцы! Это они принесли нам и всему человечеству страдания и смерть. Это они держат нас в разлуке четвёртый год».
Вместе с госпиталем мама прошла «пол – Европы». Была в Румынии, Болгарии, Венгрии. Запомнилось, как в Венгрии госпиталь разместили в графской усадьбе. Тогда, по словам мамы, они жили «как господа». Только работать «господам» приходилось как всегда до упаду. Лечили раненых. С автоматами на подводах сопровождали их для дальнейшей транспортировки самолётом.
Закончилась война для мамы в августе 1945 года в Австрии.  Она вспоминала, как по пути домой их эшелон на каждой станции встречали цветами и  маршем «Прощание славянки». Войне пришёл конец, и впереди ждала целая жизнь. 
И она была, эта мирная жизнь. И семья, и работа. И память, которая  не меркнет. Она живет в пожелтевших страничках дневника, в треугольниках фронтовых писем. Она живёт в наших сердцах.


Реклама

Объявления


Студия Rtischevo-Web Сигма- автоматизация бизнеса