Двухколесные транспортные средства – это такие машины, которые имеют два колеса и управляются ими при помощи либо установленного двигателя - это мопеды, скутеры и всевозможные байки. Если речь идет о самокате, гироскутере или сигвее, то на них можно кататься, пользуясь правилами для пешеходов. Ты, конечно, знаешь их? Переходить дорогу только на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу и обязательно убедившись, что все машины тебя пропускают. На колесах сигвея или самоката от тех, кто идет пешком, ты отличаешься только обязанностью спешиваться при пересечении проезжей части.
Пересев на велосипед, ты превращаешься в водителя: ведь под тобой два колеса, и они могут развивать значительную скорость! Первое, о чем тебе нужно позаботиться, это об исправности всех систем управления: тормозов, рулевого крепления, цепи и звонка. Не в последнюю очередь важно и наличие световозвращателей или катафотов, а при выезде на дорогу, что разрешено только с 14 лет, спереди и сзади должны быть установлены фары – белого и красного цветов. Об экипировке для себя тоже не забудь: велошлем, наколенники, налокотники и световозвращающий жилет позаботятся о твоей безопасности в пути.
Правила дорожного движения разрешают велосипедистам ездить по велосипедной и велопешеходной дорожке. В случае же если движение по ним невозможно (например, если они отсутствуют или на них что-то ремонтируют), то допускается движение по тротуару или пешеходной дорожке (но только в том случае, если это не мешает пешеходам). По тротуару также может двигаться велосипедист, который сопровождает другого велосипедиста в возрасте до 7 лет, либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или специальном прицепе.
Водителям двухколесных транспортных средств запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на специальном сиденье;
- перевозить большие грузы;
- поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема;
- двигаться по дороге в темное время суток без включенных фар.
Теперь о мопедах и скутерах. Это – мечта всех мальчишек. Только вот в Правилах дорожного движения сказано, что мечта эта так и должна оставаться мечтой – до тех пор, пока тебе не исполнилось 16 лет: сдавать на права категории «М», которая с недавнего времени стала обязательной для управления мопедом и скутером, разрешено только с этого возраста. Но ведь это не значит, что нельзя учить правила управления этим транспортом. Итак, передвигаться на скутере или мопеде разрешается только по правой полосе проезжей части, не далее края проезжей части или, если это не создаст неудобств для пешеходов, по обочине. В обоих случаях необходимо включать ближний свет фар и при необходимости применять маневры поворотников: правый – «поворачиваю вправо», левый – «поворачиваю влево». При отсутствии поворотников следует использовать «язык жестов» (см. рис.)
И конечно, водители скутеров и мопедов, как водители других видовдвухколесного транспорта, тоже должны иметь соответствующую экипировку: мотошлем, налокотники, наколенники и специальный «панцирь», защищающий от ударов грудную клетку и позвоночник. И кроме того, на одежде должно присутствовать достаточное количество световозвращающих элементов.
Мотоцикл – достаточно мощная машина: в среднем он способен разгоняться до 100 км/ч, и поэтому знаний для управления этим транспортным средством на нужно еще больше. Управление мотоциклом учатся в автошколах, и длится такое обучение не меньше двух месяцев. Права же, которые выдаются после успешной сдачи экзаменов, имеют категорию «А» или «А1», в зависимости от возраста водителя и мощности его мотоцикла. Кроме теоретических знаний – изучение Правил дорожного движения Российской Федерации, которые должны стать настольной книгой каждого гражданина РФ желающего приобрести водительское удостоверение.
Твоя безопасность – это знание Правил дорожного движения, исправное транспортное средство, защитная амуниция, контролируемая скорость и уважение ко всем участникам дорожного движения.